» » Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием

Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием

08.08.2016

Самоходное оборудование на погрузке и доставке руды используют как безрельсовое, так и рельсовое. Безрельсовое принято называть самоходным оборудованием.
Применяют его с тридцатых годов, главным образом, при разработке мощных и средней мощности залежей крепких руд. Используют в основном следующие машины или комплексы:
1) погрузочно-доставочные машины; 2) погрузочные (или погрузочно-доставочные, используемые как погрузчики) машины в комплексе с автосамосвалами; 3) экскаваторы в комплексе с автосамосвалами, а также бульдозерами или легкими погрузочно-доставочными машинами для зачистки дорог и почвы очистных камер; 4) бульдозеры; 5) самоходные скреперные грузчики; 6) самоходные вагоны в комплексе с погрузочными машинами или комбайном и бункер-перегружателем.
Самоходное оборудование применяют в следующих случаях:
1) при отработке пологих и наклонных залежей с естественным поддержанием очистного пространства; самоходное оборудование работает в очистном пространстве на почве залежи или сдоя;
2) на этажном горизонте или на подэтажах при самотечном выпуске руды из очистного пространства, донном или торцевом;
3) при отработке блока горизонтальными слоями; оборудование работает в слоевых выработках или на закладке.
Самоходные машины выпускают на пневмошинном и реже на гусеничном ходу с дизельным, электрическим или пневматическим приводом хода.
В табл. V.2 приведен ряд самоходных машин для погрузки и доставки руды и транспортирования людей и материалов.
Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием

Особенностями современных мощных самоходных машин являются универсальность (возможность выполнения нескольких основных и вспомогательных функций, например погрузка и доставка руды, доставка материалов, зачистка дорог и т. п.), пневмошинный ход и дизельный привод.
Привод. У мощных машин обычно применяют дизельный привод (как автономный), хотя он и требует очистки выхлопных газов и увеличения расхода воздуха для проветривания выработок.
Электрический привод получает энергию через кабель (реже — от аккумулятора); кабель длиной до 220 м автоматически наматывается на барабан, установленный на самоходной машине. Для длинных перегонов машины нужен трактор с установленным на нем дизельгенератором для приведения в действие системы гидроуправления машины.
Проблема автомобильной промышленности в целом — создать достаточно экономичные малогабаритные аккумуляторы большой емкости. Если эта проблема будет решена, то для самоходных машин на подземных рудниках автономный электрический привод окажется предпочтительнее дизельного. Фирмой «Эймко» выпущено 5 типоразмеров аккумуляторных ковшовых Г1ДМ грузоподъемностью 2,5х7 т. Фирма «Торо» (Финляндия) выпустила серию электрических ковшовых ПДМ грузоподъемностью от 3 до 8 т, питаемых через плоский кабель.
Пневматический привод питается через шланг, что снижает скорость машин, он имеет невысокий к.п.д. и используется лишь для машин легкого класса с небольшим радиусом действия.
Очистка выхлопных газов дизельного привода. Газоочистители для очистки выхлопных газов применяют каталитические и жидкостные, устанавливают их на самих машинах.
При работе дизельных машин необходимо помимо обычного количества воздуха для проветривания подавать дополнительно по действующим нормам 6,8 м3/мин на 1 кВт мощности дизельного двигателя. Контроль рудничной атмосферы обязателен каждые сутки, а лабораторный анализ выхлопных газов от каждой машины — обычно через день. Если санитарная норма не выполняется, машину снимают с эксплуатации до исправления газоочистительной системы.
Применение самоходных погрузочных машин. Типы машин.
Рабочий орган в основном ковшовый или в виде нагребающих рычагов.
Первоначально наиболее широко применяли машины с боковыми нагребающими рычагами на гусеничном ходу, но теперь их используют преимущественно при мягких рудах или на проходческих работах, а па смену им при крепкой руде пришли ковшовые пневмоколесные.
Ковшовые пневмоколесные погрузчики применяют на зарубежных рудниках для погрузки руды в автосамосвалы. Погрузчики дизельные, вместимость ковша 14-5 м3, скорость передвижения высокая — до 45 км/ч. Масса и мощность машин находятся в определенной зависимости от емкости ковша, такой же, как у погрузочно-доставочиых машин, о чем будет сказано ниже. Значительные их масса и мощность обеспечивают удовлетворительное внедрение и заполнение ковша даже на крупнокусковой абразивной руде. Производительность при вместимости ковша 2-3 м3 достигает 1200-1800 т/смену. В России в качестве погрузчиков используют погрузочно-доставочные машины.
Погрузочные машины с нагребающими рычагами. Наиболее распространены отечественные электрические погрузочные машины серий ПНБ и зарубежные фирмы «Джой» (США) непрерывного действия на гусеничном ходу с парными боковыми нагребающими рычагами и со скребковым конвейером.
Можно выделить в основном два типоразмера этих машин:
1) среднего класса массой 18-22 т с установленной мощностью электродвигателей 80-90 кВт (ПНБ-ЗК и 18-НР фирмы «Джой»);
2) тяжелого класса массой 27-430 т с установленной мощностью электродвигателей 140-230 кВт (ПНБ-4Д и 19НР-2 фирмы «Джой»),
Машины среднего класса могут работать в выработках небольшого сечения (не менее 3,7х2,5 м). Они хорошо работают, если наличие кусков крупнее 400 мм не превышает 5 % по массе, а куски крупнее 600 мм предварительно раздрабливаются. Производительность машины изменяется от 200 до 900 т/смену; большие значения — при хорошем дроблении руды, ширине выработки до 4-5 м, самотечном поступлении в нее руды.
Тяжелые машины этого типа могут погружать руду крупностью до 600-800 мм; производительность машины 400-1500 т/смену.
Машинам с боковыми нагребающими рычагами, наряду с непрерывностью работы и хорошей зачисткой почвы и углов выработки, свойственны высокая стоимость, частые поломки нагребающих рычагов к конвейеров при крепкой руде, а также гусениц, сложность обслуживания и ремонта. Использование их целесообразно преимущественно при мягкой руде и на подготовительных работах.
Созданы (в Швеции) мощные погрузочные машины с верхними парными нагребающими рычагами для погрузки крупнокусковой руды.
Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием

Применение погрузочно-доставочных машин (ПДМ). ПДМ имеют привод дизельный, в отдельных новых образцах электрический, питаемый через кабель, илн аккумуляторный, а для легких машин пневматический (табл. V.2).
Основные типы машин (рис. V.12): ковшовые ПДМ —перевозят породу в ковше на весу, при необходимости могут погружать ее в автосамосвалы; бункерные ПДМ — с ковшовым погрузочным органом и аккумулирующим устройством — бункером. Есть и машины с совмещенным ковшом-бункером — ковш опирается на колеса, машина не может использоваться для погрузки автосамосвалов.
Ковшовые погрузочно-доставочные машины получили наибольшее распространение (рис. V.13), Из них с России используются отечественные машины серии ПД и зарубежные машины серии CT, ГСТ, «Эймко», «Торо», «Фадрома», «Вабко». Машины серии ПД и большинство других — дизельные, имеют фронтальный ковшовый механизм
Ковшовые ПДМ бывают легкие с грузоподъемностью ковша до 2-3 т, среднего класса — 4-6 т и тяжелые — 7-20 т и больше. Нa 1 т полезного груза приходится около 3 т собственной массы машины и 7,5 кВт мощности. Создан опытный образец ПДМ ТБЛ-63 (Франция) с двойным ковшом (один как бы вкладывается в другой); сначала наполняется внутренний ковш, затем при поднятом внутреннем — наружный. Это способствует увеличению соотношения полезного груза и габаритов машины.
Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием

Для машин с ковшом емкостью от 1 до 5,6 м3 минимальная ширина доставочной выработки составляет соответственно от 2,4 до 3,5 м, а высота — от 2,4 до 3 м.
При зачерпывании руды с почвы выработки ковш движется под действием напорного усилия машины (около 20 т для ПДМ мощностью 150 кВт). Чтобы увеличить усилие, выработки, в которых погружают руду, иногда проходят с уклоном вниз около 10°,
Почву постоянных мест погрузки руды, например заездов при донном выпуске, целесообразно покрывать бетоном или железобетоном, что значительно повышает производительность и снижает износ машины.
Машины удовлетворительно работают и на крупнокусковой руде при емкости ковша более 3 м3. Расстояние доставки от 100-400 м до 500-1000 м при грузоподъемности 8-20 т. При больших расстояниях эти машины, имеющие высоту погрузки до 3900 мм, применяют в комплексе с автосамосвалами.
ПДМ с ковшом до 3-4 м3 используют также на зачистке почвы камер, прокладке и очистке дорог, сгребании горной массы в навал, иногда на перевозке в ковше материалов и оборудования.
Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием

При самотечном выпуске руды в погрузочную выработку большое усилие внедрения ковша позволяет машине ликвидировать часть зависаний руды без взрывных работ. Внутрисменное дробление негабаритных кусков устраняют путем доставки их в свободную выработку для взрывания в междусменный перерыв.
При использования на выпуске руды мощных ПДМ приходится увеличивать расстояние между, рядами выпускных отверстий до 15020 м (между осями рядов) по условию размещения машины в заездах. Ho, с другой стороны, и ширина отверстий увеличивается приблизительно до 4 м, в итоге на гребнях траншей или воронок остается примерно столько же или не намного больше отбитой руды, чем при других способах доставки, при которых ширина выпускного отверстия около 2 м.
Эксплуатационная производительность ковшовых ПДМ дана в табл. V.3. При наличии большой (не менее полусменной) буферной емкости рудоспуска она может быть рассчитана по формуле
Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием

где Тсм — продолжительность смены, ч; q — грузоподъемность ПДМ, т; k1 — коэффициент использования машины во времени, в благоприятных условиях равный приблизительно 0,7-0,8; численные значении и эмпирические зависимости здесь и ниже приводятся по данным В.Ф. Абрамова и Е.И. Миронова; k2 — коэффициент снижения производительности из-за выборки и отвозки в неработающий забой негабаритных кусков, составляет 0,9-0,95; k3 = 0,6-0,9 — коэффициент снижения производительности в периоды освоения из-за неналаженного ремонта, снабжения запасными частями, несовершенства организации работ, недостаточной квалификации рабочих и т. п.; Tц — продолжительность цикла, мин.
Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием

где tдв = 2L/vcp — время движения, мин (L — расстояние доставки, м; vcp — средняя скорость движения, м/мин);
Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием

tн — время наполнения ковша, мин (B/dср — соотношение ширины ковша и среднего диаметра кусков руды); tзав = nзавt*зав— удельные затраты времени на ликвидацию зависаний, мин/т время на ликвидацию одного зависания — около 15 мин; nзав — число зависаний, значительно меньшее единицы, приходящиеся на один цикл ПДМ, nзав = q/Q):
Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием

Q — среднее количество руды, выпущенное между зависаниями, т/зависание; tp=0,5 — время разгрузки ковша с учетом маневров у рудоспуска, мин.
Тогда согласно (V.2) и последующих уравнений
Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием

а в окончательном виде эксплуатационная производительность
Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием

В затратах на доставку руды ковшовыми ПДМ приблизительно 1/4 приходится на зарплату машинистов, 1/4 — амортизация, — техническое обслуживание и ремонт, 1/4 — горючесмазочные материалы и шины.
Бункерные ПДМ — это, обычно, машины легкого класса, используемые в выработках небольшой ширины и высоты, в частности при послойной выемке и проведении подэтажных выработок. Производительность машины — 80-200 т/смену. Емкость ковша 0,12-0,6 м3, вместимость бункера 1-2,5 м3, питание — сжатым воздухом через шланг длиной 90 м.
Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием

Из отечественных ПДМ распространены ПТ-2,5, ПТ-4 (рис. V.14), из зарубежных — Т2Ж, Т4Ж, «Каво 310», «Каво 510» и «Каво 511» шведской фирмы «Атлас Копко», «Эймко-803» (США).
Применение экскаваторов. Для погрузки руды при отработке пологих залежей с открытым очистным пространством применяют электрические экскаваторы с ковшом емкостью 1-2 м3 в комплексе с автосамосвалами и бульдозерами, Для стесненных условий выпускают экскаваторы с укороченной стрелой и рукоятью по типу экскаваторов шведской фирмы «Ландсверк»,
Отечественные экскаваторы ЭО-5112А (ЭП-1) с ковшом емкостью 1 м3 применяют для погрузки руды в автосамосвалы в выработках высотой 6 м и более (рис, V.15) на рудниках Джезказганского комбината. При коэффициенте крепости руды 12-14 производительность экскаватора достигает 700 т/смену.
Экскаватор с однокубовым ковшом загружает 20-тонную автомашину за 2,5-3 мин (как и ПДМ с ковшом 4 м3, у которой продолжительнее маневры).
Применять экскаваторы целесообразно главным образом в камерах с широким фронтом работ, где не требуются большие перегоны; на зачистке дорог и сгребании руды в навал можно использовать бульдозеры или ПДМ среднего по мощности класса.
Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием

Применение самоходного оборудования для доставки и транспортирования руды.
Автосамосвалы нагружают погрузочными или ковшовыми погрузочно-доставочными машинами, экскаваторами или вибропитателями. Применяют их для отвозки рудной массы на расстояние 300-1000 м до рудоспусков или других пунктов перегрузки на рельсовый транспорт, а иногда — и как основной вид транспорта на несколько километров. (При большом расстоянии доставка и транспорт как бы совмещаются). При увеличении дальности перевозки с 400 до 1000 м затраты на доставку 20-тонными машинами возрастают примерно на 35%.
Используют специализированные автосамосвалы с шарнирным соединением кузова грузоподъемностью обычно от 20 до 40—50 т (табл. V.4). Они обладают относительно малой высотой, большой маневренностью, пониженными требованиями к качеству дорог, оборудованы дизельными двигателями мощностью 100-400 кВт с каталитической и мокрой очисткой выхлопных газов. Кузов обычно опрокидной, реже — телескопический, сдвигающийся. Производительность — от 500 до 1500 т/смену. За рубежом используют также самосвалы грузоподъемностью до 60-80 т, по они приемлемы лишь при большом сечении выработок.
Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием

На отечественных рудниках применяют главным образом специализированные двухосные автосамосвалы с опрокидным кузовом грузоподъемностью 20-40 т типа МоАЗ, АНФ, «Блоу-Нокс». При этом выработки должны иметь сечение 16-18 м2. При добыче гипса, соли, ангидрида для закладки и т. п. применяют также обычные автомашины, оборудованные газоочисткой.
Перспективно возникшее в отечественной практике направление использования шахтных автопоездов, позволяющих при тех же габаритах, что и у двухосных автосамосвалов, перевозить груз в 3-5 раз больше. С положительными результатами испытан экспериментальный образец автопоезда АШ-75 конструкции НИПИгормаш и ИГД МЧМ СССР. Грузоподъемность поезда — 75 т. Он состоит из пяти вагонов с боковой разгрузкой, двух тягачей по обоим концам поезда и оснащен шестью моторными осями, Суммарная мощность дизеля — около 280 кВт. Длина — 36 м, радиус поворота — 15 м, скорость — до 20 км/час, требуемое сечение выработок — 12 м2.
На отдельных зарубежных рудниках стали применять следующую технологическую схему: погрузка руды ковшовыми ПДМ или, на калийных шахтах, комбайнами — доставка руды автосамосвалами на расстояние до 1 км — дробление руды в питателях-дробилках до крупности минус 150—200 мм — транспортирование дробленой руды ленточными конвейерами к шахтному стволу (а иногда и далее но наклонному стволу до поверхности). При крепкой руде в агрегате питатель-дробилка используются дробилка барабанно-молотковая, питатель вибрационный или в виде скребкового ценного конвейера. Указанная схема дает возможность сочетать практически любой большой размер кондиционного куска руды с конвейерным транспортом.
На ряде подземных рудников автосамосвалы отвозят руду из забоя по наклонному съезду на поверхность и далее на обогатительную фабрику на расстояние 10-М2 км.
Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием

Самоходные вагоны (рис. V.16, табл. V.5) имеют пневмо-колесный челноковый ход и длинный бункер емкостью от 2,5 до 10 м3, оборудованный донным скребковым конвейером. Привод электрический, питается через кабель, а у малых вагонов— от аккумуляторов. Нагружают самоходные вагоны погрузочными машинами с нагребающими рычагами, а на калийных рудниках питателем бункер-перегружателя, принимающего руду от комбайна. Для калийных рудников создан вагон ВСЭ-25 грузоподъемностью 25 т. Машину ПНБ-3к обслуживает один вагон грузоподъемностью 10-15 т при доставке на 100 м и два вагона при доставке на 100-200 м; производительность комплекса 300-500 т/смену.
Преимуществами самоходных вагонов в известных условиях являются челноковый ход, полная загрузка емкости, постепенная разгрузка, Недостатки; износ конвейера при крепкой руде; продолжительная разгрузка; низкая скорость движения (до 8 км/ч); слабая маневренность.
Для подготовительно-нарезных работ имеются самоходные вагоны ВС-5П1 грузоподъемностью 5 т с пневмоприводом и опрокидным кузовом; длина 3000 мм, ширина 1500 мм, высота 1400 мм.
Самоходные вагоны применяют главным образом при мягких рудах и на проходческих работах.
Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием

Дороги для самоходных машин бывают: с подсыпкой рудной мелочи, щебеночные или гравийные с пропиткой битумом и без нее; бетонные, асфальтобетонные, асфальтовые.
Техническая скорость автосамосвалов около 40 км/ч; отечественных дизельных ПДМ — 20 км/ч, зарубежных — около 40 км/ч. В связи с несовершенством дорог, движением по ним людей, наличием пересечений скорость движения машин не должна превышать 20 км/ч. На магистральных выработках большой протяженности она может быть увеличена по согласованию с Госгортехнадзором.
Тип покрытия дороги и скорость движения выбираются совместно. Оптимальное решение соответствует минимальной сумме затрат на покрытие проезжей части, приобретение и ремонт машин и их эксплуатацию.
При больших грузопотоках целесообразны преимущественно следующие решения:
1) при расстоянии перевозки 300-700 м — скорость 12-20 км/ч, покрытие щебеночное или гравийное толщиной 150 мм с битумоцементной пропиткой; 2) при расстоянии 1000-1500 м — скорость максимально-допустимая, покрытие бетонное или щебеночное толщиной 300 мм с битумоцементной пропиткой; 3) при расстояниях 2-3 км и более — асфальтовые или асфальтоцементные (в необводненных или мало обводненных выработках) покрытия.
Во избежание обводнения этажных и подэтажных выработок, по которым движутся самоходные машины, целесообразно проходить эти выработки с уклоном около 0,01. Ho эти выработки всегда должны быть увлажненными, чтобы не было пыли.
Размеры выработок для самоходных машин. По правилам безопасности, в выработках для перевозки руды и сообщения с очистными забоями зазоры между наиболее выступающей частью транспортного средства и стенкой (крепью) выработки или размещенным в выработке оборудованием должны быть не менее 1,2 м со стороны прохода для людей и 0,5 м с противоположной стороны. При устройстве пешеходной дорожки высотой не менее 0,3 м и шириной 0,8 м или при устройстве ниш не менее чем через 25 м зазор со стороны прохода для людей можно уменьшить до 1 м. Ниши должны устраиваться высотой нe менее 1,8 м, шириной 1,2 м, глубиной 0,7 м. В выработках погрузочно-доставочных (в очистных блоках) или находящихся в проходке, а также предназначенных только для эксплуатационного бурения должны приниматься зазоры не менее 0,5 м с каждой стороны (при скорости движения машин не более 10 км/ч и невозможности присутствия людей, не связанных с работой машин).
В выработках, включая наклонные съезды, предназначенных для доставки в очистные блоки оборудования, материалов и людей в машинах при скорости движения свыше 10 км/ч могут приниматься зазоры не менее 0,6 м с каждой стороны, если исключается передвижение людей пешком.
Улучшение условий труда при работе на самоходных машинах. Помимо газоочистки и проветривания при дизельном оборудовании, работают над устранением вредного воздействия сотрясений и вибрации на обслуживающий машины персонал, актуален вопрос защиты людей от падения кусков породы. Основное здесь: улучшение дорог; установление пределов скорости движения в зависимости от состояния дороги; совершенствование конструкций амортизационных сидений; установка кабин для операторов.
Внедряются устройства против возможного опрокидывания ПДМ. Одно из них (в США) включает в себя датчики наклона машины, электронный блок и сигнальные лампы.
Виды управления погрузочно-доставочными и транспортными машинами:
1. Ручное управление (основной способ).
2. Дистанционное управление в пределах видимости:
а) радиоуправление — дизельными и электрическими ПДМ;
б) электрическое через кабель — электрическими ПДМ и бульдозерами; пневматическими ПДМ (с электропневматическими клапанами).
3. Телеуправление — дизельными и электрическими ПДМ.
4. Автоматическое управление — движением автосамосвалов и ПДМ (по магистральным выработкам).
Дистанционное управление ПДМ в пределах видимости применяют на рудниках России, ВНР, Финляндии, Швеции, Норвегии, Канады, Австралии, Пульт управления помещается в доставочной выработке, откуда просматривается место погрузки руды в очистном пространстве. Хороший обзор обеспечивается при расстоянии до 20-30 м, удовлетворительный — 50 м, максимально допустимое расстояние — 100 м. Дистанционно управляют подъездом машины к навалу руды, погрузкой и возвращением в доставочную выработку. Здесь оператор пересаживается на машину и переходит на ручное управление для доставки руды к рудоспуску. Специализированные ПДМ с радиоуправлением имеют увеличенную па 20-30 % стоимость.
Дистанционное управление в пределах видимости применяют все шире, так как оно намного улучшает условия труда, и, кроме того, позволяет осуществить погрузку и доставку руды (а в перспективе и другие процессы, из которых оборка кровли специализированной машиной с дистанционным управлением уже осуществлена) в опасных для доступа людей местах. Это — высокие очистные камеры, в которых руда отбита скважинами; выработанное пространство под «консолью»—кровлей, обрушающейся с отставанием от забоя (рис. V.17), выработанное пространство в пологих залежах при извлечении опорных целиков и т. п. В результате появляется широкая возможность новых технологических решений, сберегающих трудовые, материальные и природные ресурсы и повышающих безопасность.
Дистанционное телеуправление испытывают за рубежом для дизельных машин, пока это обходится дорого и снижает производительность машин.
Автоматическое управление движением автосамосвалов, осуществляемое от подземного кабеля через антенну, установленную на машине, находится в стадии испытаний.
Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием

Сравнительная оценка доставки руды самоходным оборудованием. Преимущества: высокая производительность; мобильность; исключаются вспомогательные работы по переносу, монтажу и демонтажу даже при непостоянстве рабочих мест; универсальность (одни и те же машины используются на очистных и подготовительных работах; ковшовые погрузчики могут зачищать дороги, перевозить в ковше материалы и т. п.).
Недостатки (их надо ясно представить себе, чтобы эффективно реализовать преимущества и оценить перспективы): высокая стоимость оборудования и сравнительно малый срок службы дизельных машин (3-6 лет против 7-9 лет для пневматических машин); дороговизна запасных частей; длительные ремонты, в связи с чем обычно лишь около 1/3-1/2 машин готовы к эксплуатации; расход воздуха на проветривание при дизельном оборудовании может возрастать до 1,5-2 раза, что не только увеличивает расход энергии, но и требует строительства дополнительных вентиляционных стволов на крупных шахтах; увеличенное (12 м2 и более) сечение выработок для движения и работы мощных машин; сложность обслуживания и ремонта машин, особенно дизельных, требует высокой квалификации рабочих.
Тем не менее при взрывной отбойке достоинства самоходного оборудования настолько существенны, что на сегодня его можно считать лучшим из имеющихся средств механизации доставки руды в подходящих для его использования горнотехнических условиях. Вместе с тем, отмеченные недостатки требуют поисков новых средств механизации.
Область применений самоходного оборудования на доставке руды. Самоходное оборудование применяют в мощных и средней мощности залежах с устойчивой рудой и начинают использовать при малой мощности залежей.
При взрывной отбойке для доставки самоходным оборудованием благоприятно сочетание следующих условий: 1) устойчивая руда или наличие прочной искусственной кровли из монолитной закладки, что окупается при ценной руде; 2) достаточная (не менее 3 м) мощность залежей во избежание большой подработки боковых пород; 3) достаточный запас (приблизительно не менее 100 тыс. т при мощных самоходных машинах и не менее 50 тыс. т при машинах легкого класса) обособленного рудного тела, блока или подэтажа, который должен обслуживаться отдельным заездом для самоходного оборудования.
Поясним требования к устойчивости руды.
Погрузочно-доставочные машины легкого класса могут работать в выработках сечением порядка 2,4х2,4 м, но имеют небольшой радиус действия и ограниченную производительность. Для мощных же машин нужны выработки сечением не менее 12-15 м2, тогда как на ряде металлических рудников, в частности в Кривбассе, податливая металлическая крепь не в состоянии сохранить скреперные штреки сечением более 2х2 м.
При абразивной крупнокусковой руде сильно изнашиваются рабочий орган и, главное, шины погрузчика. Поэтому при донном выпуске и относительно большом запасе руды, приходящемся на каждый пункт выпуска, более эффективным нередко оказывается применение питателей, которыми подают руду в рудоспуски, вагоны электровозной откатки и автосамосвалы (проходческие, буровзрывные и вспомогательные работы и в этом случае целесообразно выполнять самоходными машинами).
Другое ограничение: при донном выпуске руды приходится в связи с большой длиной самоходных машин располагать выпускные отверстия через увеличенные интервалы, поэтому площадь, обслуживаемая одним пунктом выпуска, увеличивается в 2-4 раза, что может увеличить потерн руды.
При механической отбойке в маломощных пластах мягких руд самоходное оборудование (вагоны) применяют в основном лишь для доставки руды от комбайна с бункерперегружателем до конвейера.
Применение погрузочных машин на рельсовом ходу. Машины применяют из числа используемых для проходческих работ. Обычно это пневматические ковшовые погрузчики ППИ-2 и ППН-3 с емкостью ковша соответственно 0,32 и 0,5 м3, мощность пневмодвигателей 26 и 38 кВт, масса 4,7 и 6,7 т, длина при опущенном ковше 2500 и 3150 мм, минимальное сечение выработки в свету 2400х2500 и 3000х2900 мм. Эти машины работают как в очистном пространстве, так и в выработках, куда руда поступает самотеком из очистного пространства.
Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием

Выпускают руду на почву откаточного горизонта в выбитые из штрека ниши, в которых перпендикулярно к штреку уложены рельсы (рис. V.18). По этим рельсам погрузочная машина перемещается вперед для наполнения ковша, затем отъезжает и опрокидывает ковш через себя в вагон электровозной откатки. Вторичное дробление руды осуществляют в заторах и на почве ниш. Длина ниш — до 10 м — ограничивается по условию проветривания за счет диффузии.
Условия крутых залежей средней и малой мощности позволяют ограничиться одной выпускной траншеей и одним штреком для погрузки составов.
Погрузочные машины на рельсовом ходу используют также в маломощных залежах при выемке первых слоев блока над рудным штреком. Руду обрушают на почву штрека, погрузочная машина работает на основном рельсовом пути.
В очистном пространстве с горизонтальной почвой (в частности, в горизонтальных залежах) погрузочные машины на рельсовом ходу используются таким же образом, как и на проходческих работах.