История морской добычи



В 11 в. до н. э. финикийцы добывали сырье для производства пурпурной краски из отложений морских ракушек. В 6 в. до н. э. на островах Полинезии разрабатывали коралловые рифы для получения строительных материалов. В 3 в. до н. э. в районе пролива Босфор добывали медную руду с небольших глубин. В конце XIX в. началось освоение россыпей золота, ильменита, рутила, циркона, монацита на побережье Австралии, Бразилии, Индии. В XX в. из морских россыпей Индонезии добывали олово, а в 1963 г. — алмазы на шельфе Юго-Западной Африки. В начале 60-х гг. в Японии добывали железную руду. В СССР в 1966 г. на шельфе восточной части Балтики добывали титаноцирконовые концентраты.
Россыпи на дне морей и водоемов разрабатывают преимущественно многочерпаковыми, гидравлическими и грейферными драгами. Для разработки железомарганцевых конкреций используют драги с гидравлическим подъемом (эрлифт) и ковшами на бесконечном тросе. В 1973 г. свыше 70 дражных предприятий добывали из россыпей шельфа около 120—130 млн м3 горной массы. Добыча оловянных концентратов из морских россыпей достигала 10 % от мирового объема добычи олова без СССР, а стоимость добытых алмазов в отдельные годы превышала 3 % от общей стоимости добываемых алмазов, Горные работы на шельфе затрудняются колебанием водной поверхности, заилением выработок на дне моря, размывом отвалов, а также необходимостью поддержания устойчивости береговых линий.
Процессы подземной добычи из коренных месторождений морского дна по методам выемки руд полезного ископаемого отличаются от добычи на суше незначительно. На большинстве подводных рудников стволы закладывают на суше, вследствие чего откаточные выработки имеют большую протяженность. Вскрытие шахтных полей стволами нередко производят с искусственных островов (шахта «Майке», Япония). Глубина заложения горных выработок под дном, гарантирующая их от затопления, не превышает 65—80 м. Разработка морских месторождений ведется с закладкой выработанного пространства. В конце XIX в, эксплуатировалось до 60 угольных шахт в Японии, Великобритании, Турции, на о. Тайвань, две железорудные шахты в Финляндии и Канаде, два оловянных рудника в Великобритании и СССР.
Наибольший объем морской добычи приходится на добычу нефти и газа. Перспективной является также добыча твердых полезных ископаемых геотехнологическими методами. Например, годовая добыча серы подземной выплавкой из месторождений Мексиканского залива уже в 1973 г. превышала 600 тыс. т.
Из морской воды в течение года извлекают 48 млн км3 химического сырья, в т. ч. около 2*10в16 т натрия, около 2*10в15 т магния, около 1,3*10в14 т брома. Технология извлечения химических элементов из морской воды предусматривает их концентрацию, а затем получение в виде соединений.
История морской добычи нефти начинается 20-ми годами XIX в., когда в районе г. Баку в 20—30 м от берега сооружали изолированные от воды колодцы, из которых черпали морскую нефть. Первый морской нефтепромысел появился в 1924 г. около г. Баку, где бурили скважины в море с деревянных островков, которые позднее стали крепить стальными сваями. Основания для бурения скважин с целью разработки морских нефтяных месторождений стали создавать в СССР в начале 30-х годов XX в. В начале 50-х гг. широкое применение на Каспии получил эстакадный способ добычи нефти. В 1984 г. более 40 государств уже добывали нефть и газ со дна морей и океанов и более 140 — осуществляли их поиски.
По технологическим приемам и использованию механизмов частным случаем морской технологии является широко применяемое драгирование донных отложений водоемов.
Землесосный снаряд — плавучая землесосная установка, предназначенная для выемки полезных ископаемых и пород из-под воды и транспортирования пульпы на обогатительную фабрику, в отвал или на места возведения намывных насыпей (дамб, плотин, планировки территорий и т.д.). Имеет грунтозаборное устройство, всасывающее грунт непосредственно при работе землесоса или после его предварительного рыхления механическим или гидравлическим (напорной струей воды) способом.
Драга, в отличие от землесосного снаряда, является не только плавучим выемочно-транспортным, но и обогатительным комплексом, оснащенным рабочим органом для добычи полезных ископаемых из-под воды, промывочно-обогатительными агрегатами для их первичного обогащения и транспортно-отвальным оборудованием для укладки отходов обогащения в отвал.