» » Инструкция по устройству опорных частей в мостах

Инструкция по устройству опорных частей в мостах

25.04.2016

Приведенные в Инструкции рекомендации принципиально относятся к любым опорным частям, применяемым в мостах.
Для обеспечения правильного опирания мостовых конструкций, как правило, следует учитывать следующие требования:
а) опорные части в мостах следует выполнять шарнирными, причем шарнирность должна обеспечиваться всегда в продольном направлении и в большинстве случаев в поперечном направлении, например при расположении под опорными частями отдельных опор, в косых и кривых сооружениях, при неблагоприятных геологических условиях. При отказе от шарнирности в одном направлении обусловленную этим заделку следует обосновать расчетом;
б) мосты следует опирать так, чтобы обеспечивалась подвижность без появления дополнительных усилий и в поперечном направлении. Если это невозможно, то в расчете учитывают, кроме сил трения, дополнительно возникающие усилия;
в) при ненадежном основании следует предусматривать конструктивные мероприятия или применять приспособления, обеспечивающие возможность регулирования опорных частей. Соответствующие расчеты должны быть отражены в проекте;
г) изготовитель должен четко маркировать опорные части. Маркировка должна быть ясной и долговечной.
Опорные части, как правило, поставляют на строительные площадки собранными. Отдельные части их закрепляют в необходимом положении с помощью специальных фиксирующих приспособлений и болтов.
Опорные части должны быть доступными для соответствующего ухода. Эти условия обеспечиваются при высоте в свету между пролетным строением и опорной плитой минимум 0,5 м и достаточности места для размещения домкратов. Заменяемые части следует отделять от бетона стальными плитами толщиной минимум 10 мм (к армированным эластомерным опорным частям это не относится).
В отдельных случаях, например в низких мостах, отказываются от размещения домкратов на опорах, если можно легко установить для них вспомогательные опоры. Толщина раствора в опорных швах не должна превышать 5 см. Качество раствора должно быть подтверждено соответствующими испытаниями.
Перед установкой опорных частей опорные поверхности под ними на опоре следует в течение минимум 24 ч увлажнять, чтобы тонкий слой раствора под опорной частью при твердении не терял воду. Непосредственно перед установкой опорных частей несвязанную воду следует полностью удалять с опоры. Подтрамбовка опорных частей шириной более 50 см не рекомендуется.
Большие опорные части можно устанавливать, например, на подготовленную подушку из пластичного раствора, высота которой больше проектной. Подушке придают сферическую форму, поэтому при установке опорной части раствор выжимается во все стороны. С помощью регулировочных болтов или других приспособлений опорной части можно придать необходимое положение по высоте и в плане. После затвердевания раствора эти приспособления удаляют.
Для выверки положения опорных частей при установке и последующего контроля предусматривают места замера. Отклонение от параллельности поверхностей скольжения или плоскостей катков не должно превышать 1‰. Наклон плоскостей скольжения или плоскостей катков должен быть не более 5%о от проектной плоскости, которая, как правило, располагается горизонтально. Параллельность между верхней и нижней частями опорной части следует выдерживать с точностью до 2‰. Указанные допуски следует учитывать при расчете опорных частей и элементов сооружения.
После установки опорных частей применявшиеся клинья следует удалить, а соответствующие пустоты заполнить раствором. При монтаже сборных конструкций вес их должен передаваться на вспомогательные конструкции, пока раствор в опорных швах не наберет достаточную прочность.
При ожидаемых перемещениях более ±2 см катковые опорные части и опорные части скольжения должны быть обеспечены указателями. Опорные части должны иметь достаточную антикоррозионную защиту. Поверхности катков и поверхности скольжения окрашивать нельзя. Антикоррозионное покрытие опорных частей рекомендуется устраивать следующим образом:
а) поверхности очищают до металлического блеска струей песка или корунда;
б) наносят грунтовку цинкованием методом напыления при толщине слоя 60—90 мкм и двухслойную окраску на основе цинковой пыли — эпоксидной смолы толщиной минимум 80 мкм;
в) наносят верхнюю двойную окраску на основе хлоркаучука с железной слюдкой толщиной минимум 120 мкм или двойную окраску на основе эпоксидной смолы с железной слюдкой толщиной минимум 120 мкм.
Опорные части скольжения следует защищать соответствующим образом, например, с помощью съемного кожуха от загрязнения, повреждений и ультрафиолетовых лучей.
В условиях агрессивной атмосферы не рекомендуется применять твердохромированные поверхности скольжения и катковые опорные части из высокосортной стали.
При сварочных работах необходим температурный контроль, особенно в области элементов из полимерных материалов.
Эластомерные опорные части следует устанавливать на цокольной плите для обеспечения возможности необходимого контроля и ухода. Эластомерные опорные части должны свободно деформироваться между прилегающими элементами сооружения. Опалубка в области опорных частей должна легко сниматься. При использовании в качестве опалубки пенопластовых плит выжигание недопустимо. Необходим плотный контакт между поверхностями опорных частей и сооружения. Применение прокладок из фольги недопустимо. Однако при установке незаанкерных опорных частей между ними и пролетным строением можно устанавливать заанкеренные стальные плиты.
Применение раствора на основе искусственной смолы не должно исключать возможности замены опорных частей. Сварочные работы на опорных частях с внешними стальными плитами не разрешаются. При установке сборных элементов особое внимание следует уделять параллельности поверхностей сооружения.
При установке каждой опорной части необходимо вести протокол, в котором отражают: положение опорной части на плане опирания, день и час монтажа, состояние опорной части, положение по отношению к пролетному строению и осям, предварительную регулировку или ее изменение, состояние фиксирующих приспособлений, опорной плиты и опорного цоколя, заполнение швов раствором, испытания.