» » Общие сведения о неподвижных опорных частях

Общие сведения о неподвижных опорных частях

23.04.2016

Неподвижные опорные части разделяют на опорные части с шаровым шарниром, которые допускают всесторонние повороты, и тангенциальные опорные части, обеспечивающие вращение только относительно одной оси. В качестве одного шарнира может работать одна неподвижная опорная часть или несколько, расположенных на одной оси вращения.
Такие опорные части неподвижны только относительно поступательных перемещений. При конструировании шарниров, например в примыкании качающейся стойки к фундаменту или пролетному строению, не обязательно применять стальные тангенциальные опорные части, так как могут быть устроены бетонные шарниры.
Опорные части с шаровым шарниром из бетона применяют очень редко, так как передаваемые такими опорными частями вертикальные нагрузки относительно малы.
Примыкания, в которых невозможны ни вращение, ни перемещения, с помощью опорных частей не устраивают. В этих случаях речь идет о заделке, применяемой, как правило, в зданиях. Такие элементы имеют обычно простые конструктивные формы. Использование их оправдано, если благодаря применяемым материалам (дерево, кирпичная кладка) или нечувствительности сооружений (водопропускные сооружения, подпорные стенки) повреждения от перемещений в сооружении или основании не ожидаются или могут быть компенсированы швами, а также образованием шарниров вследствие трещинообразования.
Общие сведения о неподвижных опорных частях

Имеются, однако, и исключения. Мост через р. Рейн в г. Бендорфе имеет, например, в области речной части жесткое на изгиб соединение между пролетным строением и опорами, что для навесного метода строительства оказалось лучшим решением. Это связано и с архитектурными условиями.
Неподвижные опорные части передают от примыкающих конструктивных элементов на основание нормальные силы. Кроме того, при вращении известных типов опорных частей появляется изгибающий момент: в стальных шарнирных опорных частях — вследствие эксцентриситета; в стаканообразных и эластомерных опорных частях — в виде реактивного момента и в опорных частях с шаровым сегментом — из-за наличия плеча у сил трения (рис. 3.1). Кроме того, на опорные части в поперечном направлении действуют силы, вызванные стеснением и воздействием горизонтальных внешних нагрузок (ветра, торможения).