» » Перемещения опорных частей

Перемещения опорных частей

23.04.2016

Точное определение деформаций — вращения и перемещений — в общем едва ли возможно. В стальных сооружениях можно оценить только порядок величины деформаций от усадочных напряжений при сварке и неточностей монтажа, а в массивных сооружениях приближенно определяют деформации усадки и ползучести. В стальных сооружениях проверка допущений и необходимая корректировка возможны непосредственно после монтажа, в массивных же сооружениях фактор погрешности проявляется только через 1—2 года. Знание этих деформаций является предпосылкой для исследования устойчивости опор. Деформации пролетного строения суммируются с деформациями опор и их оснований. Порядок исследования устойчивости в зависимости от опирания рассмотрен далее.
В связи со строительством длинных мостов, в том числе кривых неразрезных из предварительно напряженного бетона, представляют интерес относительно большие удлинения многопролетных неразрезных пролетных строений и перемещения у верха опор с подвижными опорными частями.
Деформации низа пролетного строения имеют составляющую перемещений на уровне оси, проходящей через центр тяжести, и составляющую от прогиба. Если в предварительно напряженных балочных мостах вторая составляющая пренебрежительно мала по сравнению с первой, то перемещения с учетом допущения жесткого опирания складываются из деформаций от колебаний температуры, продольных перемещений от предварительного напряжения и зависящих от времени деформаций ползучести и усадки, если пренебрегают влиянием поперечного предварительного напряжения ввиду незначительности этого влияния.
Деформации пролетного строения разделяют на центральносимметричные, одинаковые во всех трех измерениях, и направленные, вызываемые внешним одноосным нагружением и происходящие главным образом в направлении этого нагружения.
К центрально-симметричным относятся деформации бетона от воздействия температуры и усадки. При беспрепятственных деформациях от усадки перемещения отдельных точек посекционно сооружаемого пролетного строения происходят в направлении неподвижной точки, а при изменении температуры независимо от способа изготовления — к неподвижной точке или от нее. Широко используемый способ определения направления перемещений подвижных опорных частей не является удовлетворительным для случая деформаций от усадки при посекционном сооружении пролетного строения, так как усадка отдельных секций бетонирования вследствие их различного возраста неодинаковая. В этом случае для определения перемещений опорных частей кривые несущие конструкции мостов заменяют ростверком из кривых продольных балок и радиально расположенных поперечных балок.
Перемещения опорных частей

Направленные деформации характерны для предварительного напряжения и его потерь от усадки и ползучести. Связанное с этим укорочение пролетного строения зависит от расположения предварительно напряженной арматуры в плане и характера силы натяжения.
При определении перемещений для подвижных опорных частей кривых мостов принимают, что поперечные сечения остаются плоскими, а размеры их малы о сравнении с длиной и радиусом искривления оси моста.
Указанные характерные деформативные свойства бетона и эти допущения позволяют рассматривать коробчатые мостовые балки как стержневые системы. Если дополнительно учесть, что смещения опорных частей происходят исключительно от центральных изменений длины, т. е. перемещений, вызванных действием усилий в направлении оси моста, то величину их можно считать постоянной по поперечному сечению моста, если невозможно вращение относительно вертикальной оси, проходящей через неподвижную точку сооружения.
Полное перемещение от изменений температуры и усадки, с одной стороны, и предварительного напряжения и его потерь, с другой — получают с помощью векторного сложения соответствующих компонентов.
Необходимость одновременного обеспечения односторонне подвижными опорными частями продольных перемещений от колебаний температуры и усадки, упругих и пластических укорочений вследствие предварительного напряжения и его потерь, а также от поворота на опорах вследствие прогибов не позволяет прежде всего в кривых мостах применять обычные катковые опорные части, так как ориентация опорных частей относительно перемещений несовместима с условиями опирания при вращении.
При рассмотренных условиях требуемая свободная подвижность пролетного строения возможна только в случае, если все опорные части выполнены всесторонне подвижными, за исключением одной неподвижной и одной радиально расположенной и ориентированной на неподвижную точку одноосно подвижной опорной части с шаровым шарниром. Особенности проблемы рассмотрены в работах.