» » Дамбы и их классификации

Дамбы и их классификации

18.05.2017

Дамба представляет собой гидротехническое сооружение, выглядящее как насыпь трапецеидальной формы. Дамбы служат для регулирования водных потоков, а также для защиты от снежных лавин, тогда как верхняя часть дамбы служит для прокладывания на ней грунтовой или другой дороги. Высота дамбы должна быть такой, чтобы дорожное полотно не затоплялось высокой водой, тогда как само полотно возвышается над высокой водой на один метр. Ширина дамбы определяется размером дорожного полотна, тогда как речные или морские дамбы имеют ширину, зависящую от условий устойчивости. Ширина основания дамбы зависит от ширины гребня, высоты и допускаемой крутизны откосов.

Для строительства железнодорожных или шоссейных дамб используют тип грунта, который не удерживает в себе воду: песчаный или гравелистый, тогда как глинистый не подойдёт для такого типа дамбы. Существует всего два типа дамб: напорные оградительные и безнапорные, которые используются для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских побережий от затопления и для регулирования русел рек. По способу построения существует также два типа дамб – естественные и рукотворные, по материалу различают ещё несколько типов: грунтовые, каменные, каменно-земляные, бетонные и из каменной кладки. По срокам возведения существует два типа – постоянные и временные (к примеру, дамбы из мешков с песком для защиты от сезонных наводнений).

Откосам дамб придают одиночный или полуторный уклон – на каждый метр высоты уклон в метр или полтора метра. Через каждые 2-8 метров устанавливаются бермы – горизонтальные площадки шириной до 50 сантиметров, увеличивающие устойчивость дамбы.