» » Использование и размещение вскрышных пород

Использование и размещение вскрышных пород

19.08.2016

Особенности открытых работ в этой части при комбинированной разработке месторождения и специфичны, и ординарны одновременно.
Специфичность их состоит в том, что при комбинированной разработке формируются наиболее благоприятные предпосылки для максимального использования и размещения в выработанном открыто-подземном пространстве вскрышных пород.
Ординарность заключается в совместном применении уже известных технологических решений (например, по отвалообразованию). Ho такой, казалось бы, простой прием дает новый техникоэкономический эффект.
Неиспользуемые для дальнейшей переработки вскрышные породы размещаются в отвалах. Характерным для комбинированной разработки является использование для складирования вскрышных пород зон обрушения от подземных разработок. Такая технология отвалообразования позволяет решать сразу две проблемы: 1) освобождение площадей на земной поверхности, отводимых для сооружения отвалов; 2) засыпка зоны обрушения для изоляции подземных горных выработок от подсосов в системе вентиляции рудника и от поступления подземных вод и атмосферных осадков.
Отвалообразование в зоне обрушения подземного рудника существенно сокращает эксплуатационные затраты при ведении открытых горных работ в составе комбинированной разработки.
Это достигается за счет сокращения расстояния транспортирования пород вскрыши (до 3—5 раз), исключения затрат на рекультивацию отвалов, уменьшения сроков вскрыши и др.
Использование и размещение вскрышных пород

Значимость этой составляющей взаимодействия открытых и подземных технологий становится понятнее, если учесть, что речь идет о десятках миллионов кубических метров вскрышных пород, размещаемых в зоне обрушения. К примеру, на Зыряновском комбинате — около 10 млн м3, на ЦГОКе в Кривбассе — более 40 млн м3.
Особенность комбинированной разработки заключается также в возможности широкого развития внутреннего отвалообразования. В наибольшей мере это относится к схемам транспортирования горной массы, в основе которых заложены идеи, рассмотренные ранее.
Вследствие гибкости этих схем можно отстроить фронт подвигания уступов карьера таким образом, что значительное их число (особенно в верхней части) будет поставлено в постоянные контуры в сравнительно короткие сроки. А это является основным условием формирования внутренних отвалов.
В рассмотренных вариантах затраты на транспортирование пород вскрыши, как показывают опыт предприятий и выполненные расчеты, сокращаются на 30—60 % в зависимости от конкретных условий.
При комбинированной разработке месторождений пространство карьера, как правило, соединяется с выработками подземного рудника посредством штолен, уклонов и т.п.
На карьерах, где есть такие выработки, отсыпка внутренних отвалов осложняется из-за необходимости сохранения транспортных коммуникаций В результате приемная способность площади выработанного пространства карьера сокращается и, как следствие, ухудшаются экономические показатели предприятия.
В таких горно-технических условиях предлагают поступать следующим образом. В выработанном пространстве карьера 4 (рис. 13.19) для сохранения транспортных коммуникаций между открытыми и подземными работами до отсыпки внутреннего отвала 2 на съезде 1 устанавливают рудничную крепь, образующую выработку 3 (например, СВП 29), соединяют с подземной горной выработкой 5 и засыпают внутренним отвалом 2. Эта схема позволяет существенно улучшить технико-экономические показатели карьера за счет увеличения объемов внутренних отвалов.