» » Правовые основы недропользования

Правовые основы недропользования

02.08.2016

Горное право России базируется на следующих документах; Конституции РФ (статья 22), Законе РФ «О недрах», Законе РФ «О соглашении о разделе продукции», Законах субъектов РФ о недрах, «Положении о порядке лицензирования пользования недрами» и нормативных актах Министерства природных ресурсов (МПР) РФ и других министерств и ведомств. Кроме того, продолжают действовать довольно многочисленные нормативные и правовые акты, изданные министерствами и ведомствами СССР. Они касаются в основном регламентации проектирования, методики, технологии и техники работ.
Действующее законодательство определяет недра как часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже поверхности Земли и дна водоемов и водотоков, простирающуюся до глубины, доступной для геологического изучения и освоения.
Недра находятся в государственной собственности. Владение, использование и распоряжение недрами осуществляется в интересах всех народов, проживающих на соответствующей территории и всех народов Российской Федерации. Недра в пределах государственной границы находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а за пределами границы (в морской экономической зоне и на континентальном шельфе) — только в ведении Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Они лишь предоставляются в пользование на установленный срок и определенных условиях. Недропользователями могут быть предприятия и организации любой формы собственности, предусмотренной действующим законодательством. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Недра Российской Федерации предоставляются в пользование для следующих целей:
• регионального геологического изучения;
• геологического изучения, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
• разведки и добычи полезного ископаемого;
• строительства и эксплуатации подземных сооружений;
• образования особо охраняемых геологических объектов;
• сбора минералогических, палеонтологических и других коллекционных материалов.
Пользование недрами в Российской Федерации, за исключение работ по региональному геологическому изучению и созданию особо охраняемых геологических объектов, платное. Недра предоставляются в пользование на определенный срок: для геологического изучения — до 5 лет; для добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторождения, исчисляемый исходя из ТЭО разработки месторождения полезного ископаемого; для добычи подземных вод — до 25 лет. По ходатайству пользователя они могут быть продлены: для добычи полезных ископаемых на основании представления краткосрочного права пользования участкам недр (ст. 21.1) — до 1 года; без ограничения срока недра предоставляются в пользование для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезного ископаемого, и создания особо охраняемых геологических объектов.
Недра в пользование предоставляются на основе лицензирования. Работы по региональному изучению недр, выполняемые за счет средств госбюджета, осуществляются без оформления лицензии, но с обязательной регистрацией в территориальных геологических органах МПР РФ.
Лицензия (установленной формы бланк с Государственным Гербом Российской Федерации, удостоверяющий право пользования недрами) предоставляется совместно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Федеральным органом управления фондом недр — Федеральным агентством по недропользованию Министерства природных ресурсов РФ или его территориальным подразделением по результатам конкурсов и аукционов. Действующим горным предприятиям, созданным еще во времена СССР, лицензии выдаются без конкурсов и аукционов. Законодательством устанавливаются два статуса участков недр, на которые выдается лицензия: геологический отвод и горный отвод.
Статус геологического отвода получают участки, предоставляемые для геологического изучения недр без существенного нарушения их целостности. По одному геологическому отводу могут быть выданы несколько лицензий на различные виды деятельности (например, только поиски и оценку полезных ископаемых или поиски, оценку, разведку и добычу полезных ископаемых), причем эти лицензии могут выдаваться как одному, так и разным недропользователям.
В пределах одного горного отвода выдается только одна лицензия одному недропользователю, получающему по ней исключительное право деятельности в соответствии с условиями, предусмотренными лицензией. Деятельность иных лиц, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, допускается только с разрешения владельца лицензии.
Недра в пользование предоставляются на основе решений уполномоченных государственных органов, принимаемых по результатам конкурсов или аукционов. Лицензия, предоставленная победителю конкурса или аукциона, регистрируется федеральным или территориальным геологическими фондами в месячный срок со дня поступления и вступает в силу после регистрации. Владелец лицензии имеет право получения в фондах полного объема геологической документации по предоставленному ему геологическому или горному отводу.
Помимо прав, определенных полученной лицензией, недропользователь имеет право использовать отходы своего производства, в пределах предоставленного горного отвода проводить геологическое изучение недр за счет собственных средств и ограничивать застройку, а при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых была предоставлена лицензия, потребовать пересмотра ее условий.
Кроме обязанностей, вытекающих из условий лицензии, недропользователь обязан обеспечить:
• безопасное ведение работ;
• соблюдение действующих стандартов, норм и правил по технологии проводимых работ и охране окружающей среды;
• соблюдение требований технических проектов работ, недопущение сверхнормативных потерь и разубоживания;
• ведение геологической и маркшейдерской документации и ее сохранность;
• предоставление геологической информации и сведений об извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых в территориальный и федеральный фонды, органы горного надзора, государственной статистики;
• предоставление подсчетов запасов полезного ископаемого на государственную экспертизу в соответствии с установленным порядком;
• рекультивацию и восстановление нарушенных земель, своевременное внесение всех платежей за пользование недрами.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых проводится для создания условий комплексного использования недр, определения платы за недропользование и уточнения границ горного отвода. Она осуществляется Государственной комиссией по запасам Министерства природных ресурсов Российской Федерации (ГКЗ МПР). Предоставление недр в пользование с целью добычи полезного ископаемого разрешается только после Государственной экспертизы. Если выдана совмещенная лицензия (на геологическое изучение недр и добычу), то запасы месторождения должны быть представлены на Госэкспертизу не позже, чем через 1 год после начала добычи.
Учет ресурсов земных недр в РФ осуществляется путем ведения Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и Государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях. Он включает в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения; содержит геологоэкономическую оценку каждого месторождения, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.
Государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы РФ. Он содержит сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение. В нем также отражена информация о степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых. Постановка запасов полезных ископаемых и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном Федеральным органом управления Государственным фондом недр (Федеральное агентство по недропользованию МПР РФ) по согласованию с органами Государственного горного надзора — Федеральная служба по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор) Министерства промышленности и энергетики РФ.
Кроме перечисленных способов учета, ведется также Государственный реестр, включению в который подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей. Кроме того, в реестре фиксируются лицензии на пользование недрами.
Ресурсы земных недр, наряду с водными и лесными, находятся в ведении Министерства природных ресурсов РФ. Функции управления недрами возложены на Федеральное агентство по недропользованию данного министерства. Контрольные функции в недропользовательской деятельности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) МПР в лице Управления по надзору в сфере недропользования. Кроме того, определенные контрольные функции в сфере горно-добывающего производства возложены на соответствующие структурные подразделения Федеральной службы по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор) Министерства промышленности и энергетики РФ,
В настоящее время правовая база недропользования в России находится в стадии становления и подвергается перманентному реформированию с учетом накопившегося опыта геологического изучения и пользования недрами в рыночных условиях.