» » Примеры определения марочной принадлежности и кодового номера ископаемых углей

Примеры определения марочной принадлежности и кодового номера ископаемых углей

02.08.2016

Пример 1. Определение марочной принадлежности угля по кодовому номеру.
Есть уголь с кодовым номером 1113218. Он относится:
• к классу 11 и имеет отражение витринита Rо = 1,1/1,19 % в соответствии с табл. 3.20; принадлежит к категории 1 и имеет сумму фюзенизированных компонентов ΣOK = 10/19 % в соответствии с табл. 3.21;
• к типу 32 и имеет выход летучих компонентов Vdaf от 32 до 34 % в соответствии с табл. 3.23;
• к подтипу 18 и имеет толщину пластического слоя 18 мм в соответствии с табл. 3.26.
По табл. 3.28 находим, что уголь имеет марку Ж (жирный), относится к группе 2Ж (второй жирный), а подгруппы для этих углей не предусмотрены.
Пример 2. Определение марочной принадлежности и кодового номера угля по результатам технического анализа.
Имеется уголь, для которого Rо = 1,48 %, ΣOK = 43 %, Vlaf = 18,3 %, у = 10 мм:
• класс угля определяется по значению 10Rо, т.е. 10*1,48 = 14,8, т.е. уголь относится к классу 14 в соответствии с табл. 3.20;
• категория угля — по значению ΣOK, деленной на 10, т.е. 43/10 = 4,3, что указывает на принадлежность угля к категории 4 в соответствии с табл. 3.21;
• тип угля — по значению выхода летучих компонентов Vdaf = 18 %, что указывает на его принадлежность к 18 типу в соответствии с табл. 3.23;
• подтип угля обусловлен толщиной пластического слоя у = 10 мм, т.е. уголь относится к подтипу 10 в соответствии с табл. 3.26.
Таким образом, кодовый номер угля будет 1441810. По табл. 3.28 находим, что данный уголь относится к марке ОС (отощенный спекающийся), к группе 1OC (первый отощенный спекающийся), к подгруппе 1OСФ (первый отощенный спекающийся фюзинитовый).
В ряде случаев возможно выявление углей, имеющих такое сочетание класса, категории, типа и подтипа, которое не предусмотрено в табл. 3.28. Отнесение таких углей к марке, группе и подгруппе проводится в соответствии только с их классом и подтипом, как показано в примере 3.
Пример 3. Определение марочной принадлежности и кодового номера угля в исключительных случаях.
Есть уголь, характеризующийся следующими показателями: Ro = 0,9 %, ΣOK = 45 %, Vdaf = 28 %, у = 13 мм. В данном случае:
• класс угля определяется значением показателя отражения Ro, умноженным на 10, т.е. 0,9-10 = 9 согласно табл. 3.20;
• категория угля — значением суммы фюзинированных компонентов ΣOK, деленным на 10 = 45/10 = 4,5, что при округлении дает 4 согласно табл. 3.21;
• тип угля — значением выхода летучих компонентов на сухое беззольное состояние Vdaf = 28 %, что по табл. 3.23 равно 28;
• подтип угля — толщиной пластического слоя у = 13 мм, в соответствии с табл. 3.26 уголь относится к подтипу 13.
Итак, уголь относится к классу 09, категории 4, типу 28, подтипу 13. Его кодовое число — 0942813. В табл. 3.28 такое сочетание класса, категории, типа и подтипа отсутствует. Для определения марочной принадлежности берем только значение класса угля, т.е. 09, и подтипа, т.е. 13. В соответствии с этими показателями, используя табл. 3.28, находим, что данный уголь относится к марке ГЖО (газовый жирный отощенный), группе 2ГЖО (второй газовый жирный отощенный), подгруппе 2ГЖОФ (второй газовый жирный отощенный фюзинитовый).
В заключение приведем некоторые общие правила, действующие при определении марочной принадлежности углей.
1. Марку, группу, подгруппу угля устанавливают для каждого пласта. Пластовые пробы отбираются по ГОСТ 9815—75 или ГОСТ 11223—78 в каждом забое неокисленной зоны пласта. По каждой пробе определяют показатели, указанные в табл. 3.20—3.27, и по результатам анализов находят кодовый номер. Марку, группу, подгруппу устанавливают по табл. 3.28.
2. Если угли одного пласта на отдельных горизонтах или крыльях месторождения относятся к разным маркам, группам и подгруппам, то кодовый номер, марку, группу и подгруппу устанавливают для каждого шахтного поля (участка).
3. Смешение углей пластов разных марок не допускается. В отдельных случаях, при соответствующем обосновании и с согласия потребителя, допускается смешение углей разных марок в виде одной шахтовыдачи, а также смешение углей разных марок при обогащении и рассортировке.
4. При несогласованном смешении углей при добыче и обогащении и при отклонении долевого участия марок в смеси выше установленного предела отгружаемая продукция относится к более низкой по технологической ценности марке.
5. Для установления марочной принадлежности угля шахтовыдачи по каждому пласту, участку, горизонту определяют показатели, предусмотренные в табл. 3.20—3.27. На основании полученных данных с учетом запланированного участия каждого пласта, участка, горизонта в добычи вычисляют средневзвешенное значение классификационных показателей и по табл. 3.28 определяют марку, группу и подгруппу шахтовыдачи.
6. Марку, группу, подгруппу и код смеси устанавливают расчетом средних значений классификационных параметров на основе планового участия шахтопластов.
7. Марку, группу, подгруппу и кодовой номер продуктов обогащения устанавливают по рядовому углю, поступающему в переработку. При совместном обогащении и рассортировке углей разных марок для переработки указывают долевое участие углей каждой марки в исходной шихте.
В табл. 3.29—3.31 приведены сведения о марочном составе углей отдельных бассейнов и месторождений России и стран СНГ.
Примеры определения марочной принадлежности и кодового номера ископаемых углей
Примеры определения марочной принадлежности и кодового номера ископаемых углей
Примеры определения марочной принадлежности и кодового номера ископаемых углей
Примеры определения марочной принадлежности и кодового номера ископаемых углей