» » Экономико-географические факторы промышленного освоения месторождений полезных ископаемых

Экономико-географические факторы промышленного освоения месторождений полезных ископаемых

02.08.2016

К экономико-географическим факторам относятся: климат, рельеф и освоенность района, наличие промышленных предприятий, население, его занятость и наличие свободной рабочей силы; транспортные условия района, обеспеченность электроэнергией, строительными материалами, водными ресурсами; возможность кооперации горного предприятия с существующими, строящимися или проектируемыми; наличие возможных потребителей минерального сырья, транспортной связи с ними; необходимость и объемы строительства дорог, ЛЭП, водоводов и т.п. Эти данные не только определяют возможность добычных работ и масштабы развития горного производства, но и непосредственно влияют на способы и технологию добычи и переработки минерального сырья, а в конечном счете — на его себестоимость.
Промышленная ценность месторождений в значительной степени связана с текущей и перспективной потребностью народного хозяйства в сырье. В тех случаях, когда баланс данного вида минерального сырья не является напряженным, экономикогеографические факторы имеют при оценке месторождения решающее значение. Если же потребность в сырье весьма значительна и не может быть удовлетворена за счет эксплуатации других месторождений, то роль экономико-географических факторов освоения месторождений снижается. Однако при сопоставимой оценке месторождений учет этих факторов важен, поскольку они влияют на экономические показатели и сроки освоения месторождения.
Физико-географические условия. Климатические условия (количество атмосферных осадков, температура воздуха и ее колебания, скорость и направление ветра, количество туманных дней в году, глубина промерзания почвы и т.д.) и орогидрография (пересеченность и абсолютные отметки рельефа, возможность оползней, селевых потоков и снежных лавин, поверхностные воды и др.) района существенно влияют на условия строительства промышленного комплекса и эксплуатацию месторождения.
Особенно значительно их воздействие на технологию, механизацию и организацию открытых горных работ. Для нашей страны, где почти две трети территории находятся в зоне с суровым климатом, влияние климатических условий особенно ощутимо. Снежные заносы осложняют работу карьерного транспорта, наличие снега в полезном ископаемом и пустой породе вызывает примерзание горной массы к стенкам транспортных средств, образование оползней и обвалов. В Заполярье продолжительность снежного периода достигает 300 дней в году, длительность одной метели может достигать 7 сут. При температуре воздуха ниже -50 °C требуется особый режим работы, металл становится хрупким, что приводит к поломке горного и транспортного оборудования.
Ветры, скорость которых, например, на Кольском полуострове достигает 60 м/с, являются причиной отказа подачи электроэнергии по проводам воздушных линий, затрудняют зарядку взрывных скважин, погрузку горной массы, перемещение механизмов. При отрицательной температуре ветер создает особенно тяжелые условия труда.
К климатическим факторам, влияющим на технологию горных работ, относится и туман. В высокогорных районах количество туманных дней в году достигает 200. В зонах с сухим жарким или тропическим климатом высокая температура воздуха, пыльные и песчаные бури, повышенная солнечная радиация, влажность предъявляют особые требования к технологии, механизации и организации горных работ.
Для предприятий, расположенных в районах с суровыми климатическими условиями, сокращается число рабочих дней в году, так как из баланса рабочего времени исключаются дни сильных морозов, ветров, буранов, ливней и т.п. Тяжелые климатические условия приводят к значительным простоям и повышенному износу оборудования, к большому расходу денежных средств на транспорт и заработную плату трудящихся.
Рельеф местности оказывает прямое влияние на выбор не только направления развития открытых горных работ, но и типа выемочно-погрузочного оборудования, транспорта, способа и схемы карьерного вскрытия, а также на размещение поверхностных технических сооружений, внешних отвалов породы, транспортных сетей, на форму трассы и возможные варианты ввода ее на карьер.
При подземной разработке характер рельефа и поверхностная гидросеть определяют способ вскрытия месторождения, способ и места отвалообразования и расположения хвостохранилищ обогатительных фабрик. Сложный рельеф местности в ряде случаев требует проведения специальных мероприятий по борьбе со снежными лавинами и камнепадами, ухудшает условия работы транспорта, увеличивает протяженность дорог и т.д.
Экономические условия. Условия и стоимость снабжения электроэнергией, водой, лесом могут сыграть решающую роль в принятии того или иного решения. Нередко оказывается, что в данных условиях необходимое снабжение либо вообще неосуществимо, либо связано с большими капитальными затратами или увеличением срока строительства. Наличие в районе месторождения водных ресурсов для производственных и бытовых целей является обязательным условием.
При сравнительной оценке месторождений необходимо учитывать их расположение по отношению к промышленно развитым районам, способным обеспечить строительство предприятий необходимыми материалами и оборудованием. Близость месторождений к районам потребления сократит транспортные перевозки и ускорит оборачиваемость средств за счет сокращения сроков перевозок. Транспортные условия района месторождения характеризуются расстоянием до существующей или намеченной к сооружению железной дороги, наличием автомобильных дорог, возможностями использования водных путей и эксплуатации дорог в различное время года.
При освоении месторождений полезных ископаемых большие требования предъявляют к другим отраслям народного хозяйства: транспорту, лесному хозяйству, промышленности стройматериалов, сельскому хозяйству. Поэтому оценка месторождений, установление очередности и темпов их эксплуатации увязываются с наличием соответствующих ресурсов, с общим планом экономического развития данного района, а также с другими отраслями народного хозяйства.
Месторождения в освоенных промышленных районах с большой плотностью населения, хорошо развитой сетью дорог предпочтительнее расположенных в малоосвоенных труднодоступных районах, так как они требуют меньших капиталовложений и могут быть освоены быстрее. Прежде всего это касается таких важнейших, но сравнительно дешевых и потребляемых в огромных количествах полезных ископаемых, как строительные материалы, уголь, железная руда, бокситы, агрономическое и химическое сырье.
При оценке условий освоения месторождения необходимо учитывать влияние не только условий района на строительство и эксплуатацию предприятия, но и наоборот — строительства и эксплуатации месторождения на экономическое развитие района.
Для правильной оценки условий освоения месторождения и определения производительности рудников большое значение имеет возможность их кооперирования и комбинирования с другими предприятиями, перерабатывающими руду. Большинство предприятий цветной металлургии представляют собой комбинаты, на которых последовательно производятся добыча, обогащение, плавка. В ряде случаев предприятия цветной металлургии кооперированы между собой, что позволяет освоить месторождение с меньшими капитальными затратами и в более короткие сроки.
Задача приближения промышленности к источникам сырья может быть решена не только путем строительства предприятий вблизи рудников, но и в результате проведения поисков и выявления ресурсов в соответствующих промышленных районах. В некоторых районах страны металлургические заводы недостаточно обеспечены расположенными вблизи них сырьевыми ресурсами.
Открытие и освоение месторождений в этих районах имеет большое народнохозяйственное значение и может оказаться более эффективным даже при относительно менее благоприятных технико-экономических показателях, чем освоение более богатых месторождений, для которых потребовалось бы строить специальные обогатительные фабрики и металлургические заводы.