» » Общеэкономические факторы промышленного освоения месторождений полезных ископаемых

Общеэкономические факторы промышленного освоения месторождений полезных ископаемых

02.08.2016

К общеэкономическим факторам относятся: существующая система налогообложения; инвестиционная политика государства; текущие или проектируемые потребности промышленности в минеральном сырье; состояние баланса запасов и перспективы его изменения; перспективы развития отдельных отраслей народного хозяйства, новых промышленных центров и территориально-производственных комплексов; состояние и перспективы развития технологии разработки месторождений, обогащения и использования минерального сырья; интересы сотрудничества и разделения труда в рамках мирового сообщества и т.п.
Все эти факторы особенно важны на предпроектных стадиях освоения месторождений. Среди перечисленных факторов наибольшее влияние в условиях рыночной экономики на разведку и разработку месторождений полезных ископаемых безусловно оказывает система налогообложения и инвестиционная политика государства в горной промышленности. Для примера в табл. 2.3 приведены ставки налога за недропользование в некоторых зарубежных странах.
Общеэкономические факторы промышленного освоения месторождений полезных ископаемых

Система налогообложения стран с мощной горно-добывающей промышленностью предусматривает ряд льгот и скидок, регулирующих развитие геологоразведочных работ и добычу полезных ископаемых с учетом риска, присущего горной промышленности. Наиболее важной является скидка за истощение недр. Она учитывает необходимость компенсации добытых запасов. Эта скидка устанавливается как по отношению к роялти, так и по отношению к прибыли. В США, например, она устанавливается по отношению к прибыли в размере от 5 до 22 % в зависимости от вида полезного ископаемого. Сумма скидки остается полностью в распоряжении предприятия и является источником финансирования им воспроизводства своей минерально-сырьевой базы. Существуют скидки за ускоренную амортизацию оборудования, отмена налогов (полностью или частично) на период обустройства и начальной стадии добычи (обычно сроком на 5—7 лет), льготные поощрения работ по рекультивации и созданию природоохранных сооружений, освобождение от импортных пошлин на горное оборудование. Кроме того, допускаются отсрочки и частичный перенос различных видов затрат и налогов вперед и на прошлые периоды.
В России платное недропользование введено в 1992 г. с выходом Закона «О недрах».
В настоящее время сложилась двойственная система оплаты различных видов пользования недрами, определенных ст. 6 Закона «О недрах». С одной стороны, существуют сборы и платежи, перечень и размеры которых регламентируются Законом «О недрах», а с другой стороны — налог на добычу полезных ископаемых, взимаемый согласно гл. 26 Налогового кодекса РФ,
Система платежей при пользовании недрами включает в себя:
1) сбор за выдачу лицензии;
2) сбор за участие в конкурсе (аукцион);
3) плату за геологическую информацию;
4) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
5) регулярные платежи за пользование недрами.
Перечисленные сборы и платежи взимаются за все виды недропользования, подлежащие лицензированию и осуществляемые на возмездной основе.
Разовые платежи (аналог иностранных бонусов) уплачивают пользователи недр, получившие право на пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Их минимальные (стартовые) размеры устанавливаются на уровне не менее 10 % суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия. Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса (аукциона) и фиксируются в лицензии на пользование недрами.
Регулярные платежи (аналог иностранных «роялти») за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям исключительных прав на поиск и оценку месторождения полезных ископаемых МПИ, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участка недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого (до 5 м) залегания. Они взимаются с недропользователей отдельно по каждому виду работ.
Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:
1) пользование недрами для регионального геологического изучения;
2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;
3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.
Размеры регулярных платежей за пользование недрами имеют различный характер и зависят от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Сумма регулярных платежей включается в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы на прибыль предприятия (организации). Ставки регулярных платежей при поисках и оценке МПИ и при их разведке устанавливаются за 1 км2 площади предоставленного для этих целей участка недр в год. Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления — Государственным фондом недр (Федеральное агентство по недропользованию) или его территориальными органами по каждому участку недр, на который выдается лицензия. Размеры ставок регулярных платежей за пользование недрами приведены в табл. 2.4.
Общеэкономические факторы промышленного освоения месторождений полезных ископаемых

При взимании налога на добычу полезных ископаемых налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Налоговая база при добыче перечисленного углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Для твердых полезных ископаемых и гидроминерального сырья налогообложение производится по ставкам, приведенным в табл. 2.5.
Налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы; при разработке этих месторождений они уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке с коэффициентом 0,7.
Общеэкономические факторы промышленного освоения месторождений полезных ископаемых

Кроме того, предусмотрены случаи невзимания налога на добычу полезных ископаемых (0 ставка). Так, не подлежит налогообложению добыча: 1) полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых; 2) попутного газа; 3) подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных вод), извлечение которых связано с разработкой других полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений; 4) полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения); 5) полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или отходах перерабатывающих производств, в отходах горно-добывающих и связанных с ними перерабатывающих производств; 6) минеральных вод, используемых налогоплательщиком (т.е. недропользователем) исключительно в лечебных и курортных целях без непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки и розлива в тару); 7) подземных вод, используемых налогоплательщиком (т.е. недропользователем) исключительно в сельскохозяйственных целях.
Подобные налоговые льготы призваны побудить недропользователя к более полному, рациональному использованию полезных ископаемых.
Ранее взимаемые отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы ВМСБ с 2002 г. отменены как отдельный вид платежа и включены в налог на добычу полезных ископаемых, который, в отличие от ранее существовавших платежей за добычу полезных ископаемых, взимается по фиксированной ставке (см. табл. 2.5), зависящей только от вида полезного ископаемого и не учитывающей специфических (экономико-географических, горно-геологических и т.п.) особенностей разрабатываемого месторождения. Иными словами: добыча одного и того же полезного ископаемого на месторождениях, расположенных в освоенных районах и на удаленных, лишенных социальной и транспортной инфраструктуры территориях, облагается по одним и тем же ставкам. Подобная практика не стимулирует вовлечение в добычу объектов, характеризующихся сложными горно-геологическими условиями, удаленностью и другими неблагоприятными факторами.
В целом система налогообложения горных предприятий России далека от совершенства. К наиболее слабым ее сторонам относятся:
• при акцентированной запретительной и фискальной направленности в значительной мере игнорируется поощрительная роль налогообложения (через систему скидок и льгот), стимулирующая развитие геологоразведочных работ и добычу полезных ископаемых с учетом неизбежных рисков в этих областях хозяйственной деятельности;
• отсутствие дифференцированного подхода к налогообложению, учитывающего географо-экономические и горно-геологические условия залегания месторождений полезных ископаемых, а также стадию их промышленного освоения.
Интенсивность освоения минерально-сырьевых ресурсов страны во многом определяется инвестиционной привлекательностью для отечественного и иностранного капитала проектов в горно-добывающей промышленности. Степень этой привлекательности зависит от мощности и качества минерально-сырьевой базы, действующего режима налогообложения, законодательных гарантий инвесторам, уровня геологического, финансового и политического риска. Примером страны, вставшей на путь экономических реформ (с середины 70-х гг. XX в.) и обладающей инвестиционной привлекательностью проектов в горно-добывающем секторе экономики, является Чили. Эта страна занимает первое место в мире по добычи меди, второе — по производству рения, лития, йода и молибдена, пятое — бора и входит в десятку мировых продуцентов селена, серебра и золота. В горной промышленности Чили работают более 50 иностранных компаний.
Действующими Горным кодексом и Законом об иностранных инвестициях в Чили гарантируется:
• отсутствие дискриминации иностранных предприятий по отношению к отечественным, а также ограничений на долю участия иностранного капитала в совместных предприятиях;
• умеренный налог на прибыль (15 %), неизменность которого может сохраняться в течение 20 лет;
• репатриация прибыли и капитала;
• ускоренная амортизация капитального оборудования;
• рассрочка таможенных платежей;
• налоговые льготы в зонах свободной торговли; инвесторы проекта стоимостью более 50 млн долл. получают дополнительные льготы.
В России действуют два инвестиционных режима: лицензионный, который регулируется Законом РФ «О недрах» и принятым налоговым законодательством, и режим соглашения о разделе продукции СРП, функционирующий на основе Закона РФ «О соглашениях о разделе продукции». Режим СРП ориентирован главным образом на привлечение иностранных инвестиций индивидуальных проектов разработок крупных месторождений полезных ископаемых, пользующихся повышенным спросом на мировом рынке, но залегающих в сложных горно-геологических условиях. Такие проекты являются долгосрочными и капиталоемкими. Реализация их при современном состоянии экономики страны невозможна без иностранных инвестиций. Перечень месторождений, на которые распространяется режим СРП, утверждается федеральным законом. Проектное финансирование в минерально-сырьевой отрасли широко распространено в мировой практике. Суть его состоит в заемном финансировании индивидуального проекта, при котором инвесторы из соображений минимизации риска обычно покрывают собственными средствами не более 10—15 % стоимости проекта. Остальную часть привлекают в виде займов банков и других финансовых организаций. Для этих кредитных учреждений существует предельный уровень финансового риска, превышение которого исключает их участие в проекте.
Следует отметить достаточно сомнительный (для России) положительный экономический эффект использования ее минерально-сырьевой базы на основе СРП, о чем свидетельствует непростая ситуация, возникшая в процессе реализации проектов освоения шельфа о. Сахалин.