» » Подготовка рабочих кадров в энергетических колледжах

Подготовка рабочих кадров в энергетических колледжах

07.08.2016

Условия для подготовки кадров. Стабильная работа отечественных предприятий ЯТЦ при условии решения финансовых и организационных проблем невозможна без эффективной организации обучения квалифицированных рабочих кадров, разработки учебно-методической документации, в которой следует учесть специфические особенности производства ядерного топлива. К основным особенностям относятся следующие:
1. Ядерное топливо является одним из важнейших компонентов активной зоны атомных реакторов, от качества которого зависит экономичность и безопасность работы АЭС, сохранение окружающей среды.
2. Изготовление ядерного топлива по своему характеру является массовым механизированным с высокой степенью автоматизации производственного прецизионного класса, которое имеет дело с изделиями высокой точности, непрерывным контролем параметров как отдельных операций, так и процесса сборки с применением высокомеханизированных и автоматизированных процессов, которые гарантируют высокое качество и стабильность каждой технологической операции.
3. Производство топлива контролируется сложными, насыщенными электроникой средствами контроля изделий и технологических процессов, а рабочие места операторов установок, лаборантов оснащены компьютерной и другой сложной контрольно-измерительной аппаратурой и приборами.
4. Рабочие должны иметь высокий уровень профессиональной подготовки, чтобы обеспечить безусловное выполнение заданного технологического регламента.
5. Рабочие места и производство должны отвечать требованиям радиационной безопасности и другим правилам техники безопасности и охраны труда, а на предприятии должен жестко выполняться пропускной режим и учет работников.
Потребность в отечественных специалистах. Планируемая производительность завода по фабрикации топлива составляет 350 - 400 метрических т урана (МТУ) в ед. времени. Тогда выпуск тепловыделяющих сборок (TBC) для BBEP-1000 составит 550-1000 шт. год (российский вариант, при 400 кг урана в сборнике). В сравнении с заводом «Коламбия», который имеет производительность 1500 МТУ, завод в Украине будет иметь производительность в пять раз меньшую. Исходя из этого, можно допустить, что численность планируемого завода будет значительно ниже в сравнении с «Коламбией», где насчитывается 1100 рабочих и служащих, но не пропорционально производительности. Численность завода можно принять 450 - 500 рабочих и служащих. Для подготовки инженерно-технических кадров из числа специалистов для пускового предприятия компании ОАО «ТВЭЛ» предусматриваются сроки обучения 10-14 месяцев по сравнительно узким направлениям специализаций, например: «Производство таблеток», «Зарядка стержней», «Сборка кассет» и т.д. Сроки подготовки квалифицированных рабочих могут составлять 20 - 24 месяца. Если допустить, что текучесть кадров на заводе составляет 10%, то для обеспечения ежегодного пополнении рабочих завода будет необходимо 35 -40 выпускников колледжей. С учетом спада количества учащихся по различным причинам до 20% (болезнь, недееспособность, разочарование в профессии и т.д.) количество учащихся 1-го года обучения должно насчитывать около 55 человек. Таким образом, в одном колледже с 2-х годовым циклом обучения для подготовки рабочих завода по производству TBC должно учиться приблизительно 100 человек.
Учебные планы и программы подготовки специалистов. В учебные планы и программы профессиональной подготовки рабочих для завода по фабрикации TBC следует включить следующие дисциплины: «Устройство, эксплуатация, безопасность на АЭС», «Конструкция, условия и требования эксплуатации, хранения и переработки отработанного ядерного топлива», «Радиационное материаловедение», «Технологические процессы производства топлива», «Методы и средства контроля параметров топлива и технологических процессов», «Компьютерная техника на рабочих местах», «Правила техники безопасности и охраны труда при производстве топлива», «Организация труда на заводе, режимные требования».
Программа производственного обучения должна предусматривать работу на тренажерах, а при приобретении достаточных знаний, умений и навыков - на рабочих местах предприятия. Для получения разрешения на выдачу дипломов колледжей с указанием образовательного уровня, уровня профессиональной подготовки, с указанием разрядов, категорий, необходимо в установленном порядке профессии для производства ядерного топлива включить в перечень, по которому осуществляется образовательная деятельность учебными заведениями Украины. Эти профессии могут быть названы как оператор автомата электродуговой сварки; слесарь-сборщик ТВС; оператор автомата лазерной сварки и т.д. Под конкретные профессии должны быть разработаны и утверждены MOH Украины учебные планы и программы, а также получена лицензия на право образовательной деятельности.
Организация обучения и повышение квалификации кадров. В соответствии с требованиями относительно присвоения разрядов для рабочих профессий образовательный уровень в квалификационные характеристики не закладывается, а для получения высших разрядов для сложных профессий необходимо иметь среднее специальное образование согласно закона Украины «Об образовании» -обучение должно быть образовательного уровня «Младшими специалистами», то есть иметь первый уровень высшего образования.
Право присвоения первого уровня высшего образования в соответствии с законодательным полем Украины имеют высшие учебные заведения I и II уровней аккредитации. Ввиду специфики производства ядерного топлива для обучения кадров необходимо иметь энергетические колледжи. При разработке учебных планов и программ необходимо предусмотреть ступенчатость уровней подготовки специалистов для предприятий отрасли, то есть подготовку квалифицированных рабочих по профессиям, которые не требуют образовательного уровня «Младший специалист»; подготовку «Младших специалистов» по профилю конкретного производства; подготовку бакалавров по профилю предприятий - это завершение обучения в одном из ВУЗов Украины по сквозным учебным планами с защитой дипломных проектов или сдачей государственных экзаменов на образовательно - квалификационный уровень бакалавра. По предварительным расчетам, общая численность обучающихся в одном энергетическом колледже должна быть 170-180 человек. Ежегодный выпуск квалифицированных рабочих кадров около 90-100 человек для трех заводов. В начальный период для запуска трех предприятий эта численность может быть и выше. В дальнейшем в колледжах можно организовать повышение квалификации рабочих и специалистов предприятий отрасли. Учебные планы для подготовки новых рабочих необходимо разработать для учеников на базе незаконченного высшего образования в возрасте 20-30 лет.
Обучение в колледжах должно быть очным, на контрактной основе. В контракте между учеником и руководством колледжа должны оговариваться обязательства сторон, в частности, по срокам отработки на рабочем месте по направлению колледжа. Колледж должен быть закрытого типа (режимным), с пропускной системой и режимной службой. На учащихся должна оформляться соответствующая форма допуска. К разработке учебных планов и программ обучения необходимо привлекать специалистов МЭУП и MOH Украины, ГК «Ядерное топливо», а также специалистов иностранных компаний по производству ядерного топлива. После разработки учебных планов и программ в колледже необходимо создать учебно-материальную базу и укомплектовать соответствующими инженерно-техническими и научно-педагогическими кадрами.
Успешное внедрение предложенной концепции путем создания УЯУ позволит решить следующие проблемы:
1. Создать управленческо-педагогический межвузовский коллектив, способный к успешному решению задач подготовки специалистов для неотложных потребностей уранорудной отрасли Украины.
2. Развить базу подготовки высококвалифицированных научно-технических кадров по широкому спектру специальностей, которые адаптируются к потребностям действующих, реструктуризируемых и новых предприятий ЯТЦ, отвечающим требованиям посткризисной экономики Украины.
3. Способствовать переподготовке специалистов ГМК, которые высвобождаются, путем их перепрофилирования на работу с новыми, экологически щадящими технологиями добычи, с предоставлением определенных социальных гарантий.
4. Реализовать механизм социального партнерства для организаций и учреждений УЯУ, заинтересованных в подготовке высококвалифицированных кадров для ЯТЦ Украины.
5. Подготовить социально-активных молодых граждан, способных к критическому осмыслению информации, в связи с проживанием вблизи объектов атомной отрасли.